Тринадцать лет назад в США математиком Ричардом Гарфилдом была создана первая коллекционная карточная игра Magic: the Gathering; и первая, также означает для нас, самая популярная. В Магию играют миллионы по всему миру, а призовой фонд крупных турниров достигает 250.000$. Ныне она переведена на множество языков, включая русский. Существует великое множество других игр, построенных на тех же принципах, но Магия удерживает ведущие позиции. Магия позволяет выступить в роли могучего мага, сражающегося за власть с себе подобными; вы можете призывать себе на помощь драконов и ангелов; обрушивать на врага пламя, лед и камни; оплетать врага сетью заклинаний либо рассеивать их.
Игра
В коллекционных карточных играх игрок обладает собственной колодой особых карт; каждая из них символизирует некое действие, элемент снаряжения, заклинание; это ваши воины, ресурсы и оружие; каждая карта - ступенька к победе. Обычно в ККИ устанавливаются ограничения по общему количеству карт в колоде и количеству одинаковых карт. Сборка колоды - это равноправная часть игрового процесса. Всегда нужно четко представлять себе, как будет себя вести ваше творение в игре; каким образом вы намереваетесь побеждать и как не позволять победить противнику. Учитывая, что в большинстве ККИ колода перед игрой тасуется, в игре всегда присутствует элемент случайности - ваши заветные, лучшие и эффективнейшие карты могут банально не попасть в руку; поэтому следует продумывать альтернативные стратегии победы и адекватно реагировать на происходящее в игре. Ситуационное мышление, стратегия, тактика - вот ваше оружие на поле брани в ККИ. Более мощные карты стоят дороже, их нельзя разыграть сразу - отсюда происходит концепция колод типа битдаун: уничтожить, смять врага, быстро наращивая мощь атаки; ребелы, слай - весьма известные варианты битдаунов в Магии. Контроль строится на картах, позволяющих отменять действия противника, обращая в пшик самые могучие атаки и позволяя по сути управлять происходящим на поле боя по своей воле. ?омбо-колоды уничтожают врага, прибегая к какой-либо особой комбинации карт; например, в сете Arabian Nights Магии была карта, позволявшая сперва практически уничтожить себя, а затем поменяться жизнями с противником верная победа! На практике же многие игроки сочетают эти архетипы колод, достигая победы различными способами.
Карты
Обычно в ККИ используются картонные либо пластиковые карты, аналогичные обычным игральным; однако их гораздо больше, чем пятьдесят шесть видов. Практически любая ККИ может похвастаться не менее чем сотней карт. На картах указываются название, свойства карты, степень редкости, коллекционный номер. Карты оформляются и иллюстрируются профессиональными художниками. Какие-то карты сильнее и нужнее, какие-то малоэффективны и бесполезны; некоторые становой хребет хорошей, сильной колоды; вокруг иных строится вся стратегия игры колодой (например, Хиндринг в игре Берсерк). В специальных клубах цены на индивидуальные карточки доходят до нескольких сотен долларов за особо редкие экземпляры.
Иногда разработчики проглядывают особо мощные карты; результатом становится пролом игрового баланса в какую-либо сторону. Обычно в таких случаях карта либо запрещается к применению на турнирах, либо перепечатывается с новым текстом. Во втором случае ценность старого варианта возрастает. Яркий же пример первого случая - Черный Лотос из Магии, цена на составляет тысячи $. Лотос - один из девяти оверов ранней Магии, известных как The Power Nine. Такие карты создают совершенно особую атмосферу игры на турнирах типа Vintage.
Разработчики уже экспериментировали с формой карт, выпустив игру Гекатомба с пятиугольными пластиковыми картами. Однако большинство держится ближе к классике. Тем более что защитные кармашки-протекторы и коллекционные альбомы в большинстве своем все-таки рассчитаны на картонные прямоугольники.
Коллекция
Коллекционность ККИ, надо полагать, растет из концепции коллекционных спортивных карточек, популярных в США, на которых изображены звезды спорта вместо столь привычных нам по ККИ драконов, молний и пейзажей. Карточки эти выпускаются в специальных запечатанных конвертах со случайной сортировкой - бустерах, они обнаруживаются под оберткой шоколадных батончиков, в коробках печенья? но именно возможность собрать, скажем, всех игроков любимой команды делает их особо ценными.
В ККИ вместо, следует признать, однообразных фотографий спортсменов используются художественные работы. А если каждая карта - произведение искусства, грех не начать собирать колллекцию! Специально для коллекционеров карты оснащаются номерами, помогающими отследить, какие еще экземпляры не попали в альбом коллекционера. Карты собирают по фамилии художника; в Магии многие собирают, скажем, различные варианты Лесов или Болот; многие стараются собрать полные сеты карт.
Что такое сет? Это новый выпуск игровых карт; выход каждого нового сета - событие в мире любой отдельно взятой ККИ. Новые карты приносят с собой новые стратегии, раскрывают новые возможности старых карт, дополняют и расширяют игру. В Магии общее количество карт измеряется тысячами, и каждые полгода выходят новые сеты. В других, менее старых ККИ, наблюдаются примерно те же темпы прироста - по 100-300 новых карт в четыре месяца.
ККИ не были бы так увлекательны, если бы не гениальная концепция упомянутого выше бустера. Бустер - это небольшой непрозрачный конверт из пластика или бумаги, в котором находится некоторое количество карт, случайно выбранных из целого сета. В случае с Магией это пятнадцать из трех с лишним сотен; никогда неизвестно, что находится в бустере, пока он не будет вскрыт; а ведь там может оказаться все, что угодно, вплоть до самых ценных и редких карт. Вскрытие бустеров - азартное занятие, составляющее немалую долю интереса от ККИ. На турнирах же формата драфт вскрытие бустера - часть механики турнира.
Следует также отметить, что в Магии существуют карточки с изображениями звезд Магии! Их можно извлечь, например, из подарочных наборов. Лишь лучшие игроки, матерые чемпионы удостаиваются такой чести.
В помощь игроку
Достаточно трудно ориентироваться в более чем тысяче карт какой-нибудь заматеревшей ККИ; что уж говорить о Магии? Для удобства игрока было создано множество полезных программ-каталогов, зачастую позволяющих в том числе создать свои карты либо распечатать на принтере копию-прокси нужной картонки. Прокси не допускаются к участию в крупных турнирах, однако позволяют проверить, насколько хорошо та или иная карта ложится в колоду.
ККИ и лицензии
Логично предположить, что, раз существуют спортивные коллекционные карты, должны появиться и ККИ по мотивам фильмов, комиксов, книг. Что ж, таковые существуют в изобилии: например, Star Wars CCG, созданная лично Р. Гарфилдом, в которой сражение происходит одновременно в космосе, на планетах и между героями; A Game Of Thrones, основанная на эпической саге Джорджа Мартина Песнь Огня и Льда, в которой можно как переиграть события книг, так и создать свою историю; Властелин Колец, иллюстрированный кадрами фильма и выпущенный в России с правилами на русском языке. Пока по ТВ шел сериал Покемон, пользовалась успехом одноименная (и достаточно оригинальная) игра; за границей при поддержке Cartoon Network по тому же принципу существует Yu-Gi-Oh. Уже созданы ККИ по Дюне, Секретным материалам; существуют и ужастики по Мифосу Г. Ф. Лавкрафта.
В России
В России ККИ начались с игры Война по мотивам Великой Отечественной Войны, позволявшей для начала сразиться за Сталинград за Вермахт либо советские войска. Игра выполнена в соответствующем стиле - стиле советского военного плаката, с иллюстрациями из советского же кино о Великой Отечественной. Сражение ведется по науке - есть линия фронта, есть тыл; гремят артиллерийские и авианалеты, высаживается десант, ползут в атаку могучие Ягдтигры и КВ. На момент написания статьи у Войны выходит новый двойной сет - Оборона Москвы/Война в Африке. Уже несколько сетов можно воевать не только за немцев и русских - в сражение вступили союзники и страны-сателлиты Германии.
Другой известный русский ККИ-проект - Небожители, в разработке которых приняла участие студия А. Лебедева. В Небожителях игроки выступают в роли всемогущих богов, которые борются за господство при помощи воинов, заклятий и разнообразного снаряжения.
Третьим нелишне будет назвать пародийную ККИ Козябло. Уморительные иллюстрации, стебная литературная основа, оригинальный геймплей отличают этот проект от множества других.
Также следует признать, что в определенные времена в не знавшей отечественных продуктов России были популярны игры Vampire The Masquerade - сложная и изящная история войн вампирских кланов и Warlord - весьма мощно сделанная стратегия, напоминающая по геймплею где Войну, а где и Берсерк - о коем речь ниже.
Берсерк
Берсерк гораздо моложе Магии, ему всего-то пять лет; однако это - признанный лидер российского ККИ-движения. Это - первая русская ККИ в жанре фэнтези; и первая здесь также означает самая популярная. Легенда-история мира Берсерка - Лаара - написана под редакцией известного писателя Ника Перумова. В Берсерке игрок выступает в роли странствующего колдуна-унгара, полководца и чародея. Оригинальная механика игры позволяет вести на игровом столе полноценное сражение - с маневрами, обходами, фланговыми ударами, в то время как над головами воинов под низкими темными небесами бьются грифоны, летучие мыши, мантикоры. Каждое сражение - соревнование в остроте ума; каждая победа - триумф воли, хладнокровия, полководческого мастерства.
Турниры Берсерка собирают десятки игроков со всей России, с Украины, с Белоруссии. Победители получают именное оружие и иные ценные призы.
Создатель Берсерка - молодая компания Мир Фэнтези. На данный момент именно эта компания занимается распространением в России всемирно известной Магии.
Где играть и с чего начать?
Практически во всех ККИ существуют начальные наборы для новичков, позволяющие ознакомиться с правилами, разобраться в игре; эти наборы недороги и позволяют быстро понять, нравится вам эта игра или нет. Если нравится - что ж, вас ждут в ближайшем клубе! Игровые колоды, бустеры, турниры и победы - все это впереди!
Также существуют онлайн-версии популярных игр. Magic Online, Берсерк-онлайн, Война-онлайн позволяют сразиться в любимую игру через Интернет со множеством противников; стартовый набор в онлайн-версии обычно дается бесплатно, бустеры же дешевле реальных.



